О НАС > НОВОСТИ И МЕДИА

21.07.2025
Кубанский юрист рассказал о том, как установить поиск запрещенной информации в сети
Госдума во втором чтении одобрила законопроект, устанавливающий штрафы за умышленный поиск заведомо экстремистских материалов и получение доступа к ним, включая использование VPN-сервисов. Также ко второму чтению в документ была введена норма о штрафе до 500 тыс. руб. за рекламу VPN-сервисов. Законопроект прокомментировал представитель Краснодарского регионального отделения Ассоциации юристов России – Илья Пащенко:
«Ограничение
поиска определенной информации – не новый подход в российской и зарубежной
практике правового регулирования современных технологий, а скорее тенденция
последнего десятилетия. Отечественный законодатель последовательно увеличивает
количество информационных запретов. Аналогичные ограничения можно встретить в
правоприменительные практики в Европе и Азии.
Согласно проекту,
запрет на поиск экстремистской информации получит закрепление в ст. 13.53 КоАП
РФ. Под такое правонарушение будет попадать намеренный поиск информации,
включенный в реестр экстремистских материалов. Эти материалы закреплены в п. 3
ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии
экстремистской деятельности». Экстремистскими материалами считаются документы и
информация, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности, либо
обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой
деятельности.
Закон детализирует
это понятие, делая акцент на исторических событиях, а также на недопустимости
национального, расового превосходства, либо оправдывающих практик совершения
военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение
какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной
группы. Реестр экстремистских материалов доступен на сайте Минюста России, он
пополняется на основании решений судов. На текущий момент в нем 5 472 позиции.
Важно понимать,
что для квалификации состава правонарушения пользователь интернета должен
понимать, что указанный материал может быть экстремистским. Безусловно, нет
необходимости изучать весь реестр, тем более это сделать непросто, а свободный
доступ к подобным материалам зачастую ограничен. Однако правоприменителям будет
необходимо установить, с какой целью и для чего гражданин получает доступ к
этой информации. Если бы законопроект детализировал это, то было бы снято
множество вопросов к перспективам его применения.
Главный вопрос,
который волнует всех – каким образом установить, что гражданин осознанно искал
запрещенную информацию в сети Интернет с определенной целью. Одни эксперты
говорят, что это можно определить через историю браузера, а другие –
посредством специального программного обеспечения. Но очевидно, что информация
о посещаемых ресурсах имеется у операторов связи. То есть, доступ в интернет
никогда и не был анонимным.
Впрочем, и запрет
рекламы VPN в России не в новинку – он фактически существует с 1 марта 2024
года. Примечательно, что Роскомнадзор также ограничивал доступ к текстовым
материалам и видеороликам, описывающим преимущества использования VPN в этих
целях. Очевидно, что этих мер оказалось недостаточно, и теперь ответственность
за распространение информации ужесточается. Не секрет, что иностранные агенты и
общественные активисты, находящиеся за рубежом, такие сервисы активно
рекламировали. Можно предположить, что эти меры направлены на противодействие
распространению именно подобной информации».
Подробнее – https://yug.business-magazine.online/fn_1696571.html .

О нас
- История создания
- Цели и Задачи
- Председатель Регионального отделения АЮР
- Исполнительный директор - Руководитель Аппарата
- Общее Собрание регионального отделения
- Совет регионального отделения
- Исполнительный комитет
- Попечительский совет
- Контрольно-ревизионная комиссия (ревизор)
- Аппарат
- Местные отделения КРО АЮР
- Партнерские соглашения
- Комитеты
- Каталог сувенирной продукции
- Политика обработки и конфиденциальности персональных данных